Алексей Азаров: «Нужно просто брать и делать, даже если страшно и не получается»
Алексей Азаров: «Нужно просто брать и делать, даже если страшно и не получается»
Наверняка вы успели заметить, как преобразился Могилев за последние 10 лет. В городе появились не только новые торговые центры и памятники культуры, но и стены домов заиграли новыми красками. Проект «Doma» ежегодно собирает художников, дизайнеров и просто творческих людей для преображения города с помощью уличного искусства.
Алексей Азаров – один из тех, кто в нынешнем году подарил Могилеву арт с каллиграфией. А еще организовал несколько проектов, среди которых творческий вечер «Беспредел», мастер-класс по паркуру и выставки.
Как появились идеи проектов, что есть искусство и чего не хватает городу – читайте в нашем интервью.
– С какого момента началось твое увлечение фотографией?
– Конкретного момента, по-моему, не было. Хотя отец – фотограф по образованию, при мне фотоаппаратом не пользовался. Видел я только то, что папа фоткает на Нокиа 2800.
Сам я тоже снимал на телефоны: то с камерой 0,2 мп на свой первый телефон Нокиа 2700, то брал телефоны у друзей. Году в 2016-17 задумался о покупке фотоаппарата. Решил, что еще не дорос до профессиональной техники, искал что-то попроще, но с ручными настройками. Так у меня появилась мыльница Canon с оптическим зумом. Можно сказать, с этой камеры и начался мой творческий путь фотографа.
Но в первый же день, как я получил этот фотоаппарат и пошел снимать, меня чуть ли не истерикой накрыло: «Как с этим вот работать? Как это фотографируется? Зачем я вообще эту камеру купил?» Загон прошел отчасти через месяц. Ни в какие пособия я не лез, только практика. Время показало, что по-другому и не получится. Нужно просто брать и делать, даже если страшно и не получается. Мне уже тогда говорили, что в моих фотках много косяков. Это, конечно, задевало мое чувство собственной важности, но в то же время мотивировало идти дальше и изучать что-то новое.
Через 2 года я почувствовал, что уперся в потолок. И думаю: либо отхожу от фотографии, либо нужно что-то на уровень выше. Друг-фотограф посоветовал взять беззеркальную камеру Sony. Мама привезла из России этот фотоаппарат с хорошей комплектацией за смешные деньги – 15000 российских рублей. Так с 2019 я стал активно снимать, а с 2020 занялся еще и обработкой фото. Пожалуй, 2020 год для меня был самым продуктивным, самым творческим, потому что после него я уже так активно этим не занимался. Но навык я не забываю, все время практикую что-то новое.
Понял, что просто фотографировать у меня выходит средне, стал изучать фотошоп и обработку фотографий.
– Твое участие в проекте #Doma2022. Как появилась идея рисунка? Что ближе: фотография или изобразительное искусство?
– В 20-ом году я увидел анонс мероприятия уже после того, как набрали участников. Думаю: «Эх, не судьба». В 2021 подал заявку. Было желание сделать что-то для своего города. Заложить в свой арт что-то исторически важное для города. Пытались согласовать эскиз, но рисунок был мрачноватый, нужно его либо доделать, либо что-то другое придумать. Я выбрал второе, но не успел.
В этом году посмотрел на свой старый эскиз и за 20 минут накидал новый.
У меня есть минимальные навыки, чтобы сделать эскиз анимешного персонажа. Некоторое время занимался рисованием. И все же, я бы сказал, мне близко именно визуальное искусство. Поэтому начал заниматься каллиграфией. Или если точнее – каллиграфутуризмом.
Я иногда рисовал тушью на гаражах, практиковался, так сказать, все равно после трех дождей от моего искусства ничего не останется.
За год, конечно, не сильно прокачался в каллиграфии и изобразительном искусстве, но некоторые вещи рассмотрел. Заметил, что каллиграфисты в Могилеве все же есть, а на улицах ничего подобного нет.
В моем стрит-арте был написан отрывок из повести Янки Купалы «Магіла льва». Пришлось цитату обрезать, чтобы оставить только главный смысл и уместить буквы: «І горад вырас, як з зямлі. Яго Магілёвам назвалі, бо інакш прыдумаць не маглі”.
– Во время проекта удалось раззнакомиться с художниками, получить обратную связь?
– Работал в арке, со мной противоположную стену расписывала Даша. Она дизайнер, рисовала прикольные деревья с птичками. С остальными познакомился позже. Отзывы я начал получать уже там от прохожих, да и от Даши. Что-то услышал вообще через третьих лиц. Одной девочке показалось, что я слишком много выпендриваюсь и слишком мало делаю. И что художник я, мягко говоря, не очень, рисую непонятную ерунду, но трава вышла хорошая. Что же, раз трава вышла хорошо, значит, наверное, я все-таки что-то понимаю в изобразительном искусстве.
Когда уже дорисовывал, несколько раз слышал от людей «Спасибо, что украшаете наш город». Друзья фоткались на фоне этой работы, тоже приятно.
Изначально внизу была расшифровка надписи, и она же принимала на себя весь акцент и внимание, но читать было крайне неудобно. Экстренно приняли решение, что надо бы переделать. По итогу закрасили эти буквы и оформили табличку с текстом и картинкой, как расшифровать, откуда начинать читать, куда надо прийти.
Черная краска, которой я перекрывал, была темнее, чем акрил, которым была сделана основа. Получился холмик под основным рисунком. И внезапно я нашел новый смысл у этой работы. Перекрыв надпись, я создал как бы холмик, похожий на курган, могилу. Так это ж могила льва! То есть у работы, в результате ее изменения, появился новый смысл. По-моему, это круто, когда ты спонтанно меняешь что-то, и из-за этого появляется новый смысл, который ты даже сам не сразу понял.
– Как тебе в целом могилевский стрит-арт?
– #Doma задумывался как фестиваль стрит-арта, а в этом году было больше академических, художественных рисунков а-ля… Я не хочу никого оскарблять, но стрит-арт это больше что-то специфичное, спонтанное. Это, скорее, грубоватый, броский рисунок, что-то вызывающее. Может вся проблема именно в стандартном подходе, в академическом рисунке. Но и Женя Мотуз каждый год к нам приезжает, делает муралы. Вот это действительно круто. За полтора дня нарисовал мурал, он – гений!
– Что должно быть в изображении, чтобы оно тебя зацепило?
– Я не обращаю внимания на популярность артиста. Мне глубоко плевать, насколько он известен. В инсте подписываюсь только на тех, кто, как я считаю, делает действительно что-то интересное.
Если я скажу, что меня цепляет необычный арт, это будет не совсем правда. Потому что есть много необычного арта. Например, недавно прошла выставка «Тишина советских квартир». Там есть необычные картины в криповом стиле. Художественно они имеют ценность, многим зайдут эти картины. Я вижу, что художник круто постаралась, но мне не нравится эта картинка просто потому, что для меня она страшная. Не некрасивая, а именно страшная – вызывает во мне дискомфорт, пугает!
Цеплять может идея. Есть артисты, которые пусть и копируют что-то, но делают это оригинально. И ты думаешь: «Вау, я нигде такого не видел!». Да и в целом люди тянутся к тому, чего раньше не видели.
– Чем привлекают выставки?
– Меня они всегда прельщали. В детстве – военные, по всяким музеям, что предлагает школа. Но, когда ты маленький, тебе это так, поглазеть на танк, вертолет, пушку отломать на линии Сталина. Взрослея, когда занялся искусством, подумал, что хотел бы когда-нибудь и свою выставку. Появились конкретные работы, хотел показать свое творчество людям. Если хочешь, чтобы оценило как можно больше людей, для этого существует Инстаграм. Но там тебя смотрят со всего мира, огромная конкуренция и ты этих людей не знаешь. А моя цель, для начала – чтобы меня начали узнавать в Могилеве.
Когда иду к картине, я не думаю, а что художник хотел вот этим вот сказать. Просто смотрю: «Вау, это человек нарисовал! Лес на фоне грозовых темных облаков, и все это в желтом свете закатного солнца. Самого солнца при этом нет на картине. Как он это сделал?» Ты впечатляешься не столько картиной, сколько мастерством человека. На обычных выставках нет какого-то скрытого смысла, как мне кажется. Может, художники рисовали просто потому, что это красиво, либо оттачивали свое мастерство.
Другое дело – выставки современного искусства, потому что там преобладает даже не визуальное восприятие, а идея, которой можно поразить. Иногда она может быть спрятана, иногда – на виду. Каллиграфия и каллиграфотуризм относятся к современному искусству, потому что это красиво. И непонятно. За этим стоит идея. Это не орнамент, а буквы, и не абы какие! Это некий текст, который написан таким необычным образом. Каллиграфия – это визуальная картина, созданная прямиком из смысла, из слов. Это круто!
– Но ведь не все это понимают…
– Искусство – оно не для всех, как бы печально это ни звучало. Если ты его не понимаешь, это не значит, что ты недалекий человек. Если вам не понравилось мое искусство, значит, оно просто не для вас. И ничего в этом плохого нет.
Во время участия в выставках я никогда не стоял в стороне и не думал: «Ой, сейчас ко мне подойдут и начнут спрашивать, а как это я до этого додумался?» Я знаю наперед, что люди ни черта не поймут. А раз ничего не понятно, они и не будут спрашивать. Будут просто проходить мимо, смотреть, что это – визуально красиво. Но больше ничего не увидят. Не будут они искать смысл!
Вместо того, чтобы стоять и ждать, я включаю в себе продавца-консультанта и сам спрашиваю у людей, что они думают, глядя на картину? Я не навязываю свою позицию, а интересуюсь, что видит человек. Даже если он до этого смысла в картине не видел, он начинает его искать. Я этому видению часто поражаюсь. Ты вложил один смысл, но от людей услышишь еще 15.
– Были ли моменты, когда видение твоего творчества совпадало со зрительским?
– Нет, такого еще не было. Очень сложно совпасть в мыслях. Я думаю, такое вероятно, но угадать – нереально сложно.
– Расскажи о «Беспределе». Что это было?
– Хотел когда-то стать актером, был потенциал, но не сложилось. И с колледжа у меня остался интерес в поэтических вечерах. В городе такого я не видел. Так и решили создать своими руками. Вообще эта простая мысль преследуем меня с самого детства: если очень хочу во что-то поиграть, но этого нет, значит, нужно что-то придумать. Если нужно что-то сделать, но этого еще никто не сделал, значит, надо это сделать самому. Так и появился «Беспредел». Волновался, что придет человек 10-20. А пришли все 50. На мой взгляд, было классно. Основная часть мероприятия продлилась всего 30 минут. Мы немного облажались, но пытались разжечь толпу на открытый микрофон. Один участник пошел читать стихи с телефона. И вслед за ним я решил спонтанно зачитать Маяковского. Показали людям пример, после чего еще целый час проводили мероприятие. Много незнакомых людей вышли к микрофону, чтобы зачитать что-то своё. Так мы поняли, что проект удался.
– Как ты занялся паркуром и как родилась идея проекта по паркуру?
– Я просто где-то лазил, прыгал, придумывал новые движения. Потом узнал (примерно в 2012 году), что это и есть паркур, стал заниматься просто для себя. Многие говорили, что, скорее всего, я брошу этим заниматься. Но вышло так, что все, кто мне об этом говорил, бросили сами, а я до сих пор занимаюсь, потому что паркур для меня больше, чем просто увлечение и хобби, это стиль жизни.
В 2010-12 годах было очень много ребят. На фотографии со сходки в Могилеве с открытия паркур-сезона – 60 человек. Когда я пришел в тусовку, было уже 20. В 2016 – 15. И вот сейчас меньше 10 активных людей. Не то, чтобы я хотел привлечь к паркуру как можно больше человек. Я хотел показать, что паркур – это классная дисциплина, которой можно заниматься не с целью повыпендриваться, а практически.
На это меня, по сути, вдохновил проект в Великобритании – «паркур для стариков». Люди пожилого возраста очень часто травмируются, потому что не контролируют свое тело, чаще сидят дома и ничего не делают. Профессиональные тренеры составили программу, которая позволяет старикам развивать координацию, управлять своим телом. Люди, когда падают, часто ломают себе кости, потому что они не умеют падать. А паркур – это как раз про умение правильно упасть, если ты где-то оступился, чтобы ничего себе не сломать. Смотрел видео, как участники этого проекта бегут по парку. Со стороны может показаться, что они немного «того», но видно по горящим глазам, как у них открылось второе дыхание, началась новая жизнь. Даже едва двигающиеся бабушки стали этим заниматься. Это действительно развивает мышцы, тонус появляется. Людям нравится, и это был нужный проект! Я решил, что стоит сделать проект по паркуру для Могилева.
– Какие есть идеи проектов, которые хотелось бы реализовать в Могилеве?
– Есть мои личные проекты, которые будут в Инстаграме. А что касается глобальных для Могилева… Я сейчас нахожусь в творческой импотенции – не встает на искусство. Думал, что буду продолжать «Беспредел», но сейчас с каждым днем все больше склоняюсь к мысли: «Возможно, это уже не нужно». Продумываю вторую встречу, ее концепцию, но не знаю, буду делать с командой или без.
– На твой взгляд, чего не хватает Могилеву и могилевчанам?
– Конкретно Могилеву, как я считаю, не хватает нормального благоустройства, арт-зон; не хватает конкретного места для тусовок, для культурного отдыха. Создать бы арт-пространство на Дебре! Но, к сожалению, не факт, что эту идею реализуют даже в ближайшие 5 лет.
Я бы хотел сделать в нашем городе легальные стены для стрит-арта, то есть, «Голос улиц», где легализован «вандализм» стен. В инстаграме завести аккаунт и показывать, как меняется стена, пиарить, что к нам можно прийти нарисовать что-нибудь поверх чьего-то творчества. То есть, пришел, все закрасил, нарисовал свое.
– Представляешь, какой будет слой краски?
– Это нормально. Было даже такое событие как война Banksy и King Robbo (известные граффити-артисты). В одном и том же месте они рисовали арты на протяжении нескольких лет, перекрывая своими работами творчество друг друга. Закончилось противостояние тем, что один из художников умер. И второй, поверх работы соперника, нарисовал картину, подводящую итог этой “борьбы” – а именно, Banksy нарисовал там самую первую работу Robbo, которая была там в самом начале. Сама идея «искусство накладывается на искусство» для меня интересная. И, мне кажется, творческих людей не хватает…
– А не думаешь, что их хватает, но они зажаты?
– И это тоже. Многие интроверты. Не особо общительны. Например, просто любят рисовать и все. Но дело в том, что известности чаще добиваются те, кто сам себе пиар-менеджер. Если быть зажатым человеком, о тебе никогда не узнают. Я понимаю, что людям страшно, как минимум, услышать чужое мнение о себе, а как максимум – прилюдно облажаться. Этого многие боятся. Главное – не бояться потерять свою репутацию, не бояться осуждения публики. Потому что если очень хорошо подумать, пофилософствовать, то самое последнее, о чем стоит переживать – что о тебе скажут в городе. В перспективе, рано или поздно ты все равно умрешь, так чего бояться? Самое крутое то, что ты делаешь в моменте.