Евгения Макарова: «Путешествия остались и способом перезагрузки, и отдушиной, но перестали быть просто хобби»
Евгения Макарова:
«Путешествия остались и способом перезагрузки, и отдушиной,
но перестали быть просто хобби»
С приходом в нашу жизнь коронавируса, многое изменилось – мы стали проводить больше времени дома в кругу близких, значительно сократились встречи с друзьями и совместное времяпрепровождение. А что уж говорить о путешествиях на дальние расстояния? Без ПЦР-теста, обязательной двухнедельной самоизоляции уже просто невозможно выехать куда-то за пределы родной Беларуси.
В поиске новых эмоций, ощущений мы отправляемся за три девять земель в тридесятое царство, а стоит присмотреться, чтобы понять – и у нас на родине есть, что посмотреть и где побывать.
Евгения Макарова путешествует уже больше 15 лет. Ей довелось побывать во многих странах мира, а сейчас она организовывает туры по Беларуси.
– В детстве я хотела стать певицей, но медведь, пробегавший рядом, наступил мне на ухо. Я много читала, ходила в спортивную школу, 5 лет играла на домре. Были мечты стать телеведущей – с детства эта потребность “говорить, рассказывать”, что я, собственно, и делаю при организации и проведении туров.
– Говорят, многое идёт из семьи – ценности, увлечения…
– По маминой линии мой прапрадед был “кулаком”, и во время раскулачивания его семью не сослали в Сибирь только потому, что у них не было батраков, они никого не эксплуатировали. Но всё, что было нажито потом и кровью, конечно же, забрали. Спустя время всё вернулось на круги своя – упорным и тяжелым трудом хозяйство появилось вновь. Нам передалось по наследству умение и желание работать на совесть, прибавлять, приумножать то, что уже есть.
Бабушка по папиной линии в буквальном смысле возрождала одну из спаленных дотла фашистами деревень.
Когда я была ребенком, в моем поколении деревня была чем-то постыдным. Сказать, что ты поехала в деревню – это «фу». Был период урбанизации, и все наоборот стремились в город, к светской жизни. Я сама хоть и коренная могилевчанка, но мои родители, как сейчас говорят, “понаехавшие”. В школе считали, что если ты едешь на каникулы в деревню, а не в Польшу – ты низшее сословие.
Но я ездила. Копать, сажать, полоть помогала, коров доила. У бабушки тогда ничего не спрашивала – мне было неловко и стыдно, да и что спрашивать, если перед одноклассниками нечем похвастаться? А сейчас, спустя годы, жалею – надо было спрашивать, ведь это наша история, наши корни.
Что-то узнаю сейчас от мамы и папы, тети и дяди, что-то нахожу в архивах. В прошлом году в интернете случайно нашли, что мой прадед дважды награждён медалями «За отвагу». Когда его наградили, никто в семье, в роду об этом не знал. Странная система – наградить за подвиг, но никому об этом не сказать, даже после рассекречивания материалов.
– Откуда любовь к путешествиям?
– Мне всегда нравилась дорога. Помню, как родители в начале 1990-х купили первую машину, и как только мы куда-то ехали, даже к бабушке в деревню за 50 км от города, я обожала смотреть в окно на природу, на мир вокруг.
– Какой транспорт предпочитаешь?
– В каждом виде транспорта своя прелесть. На велосипеде ты не преодолеешь большое расстояние, но зато именно он даёт несравненное чувство свободы. В машине ты защищён от дождя, ветра и любой непогоды, это комфорт, можно проехать немалое расстояние. Если машина твоя, не маршрутка, это тоже определённое чувство свободы – ты не зависишь от тех же остановочных пунктов. Поезд – тоже комфорт. В этом году Новый год встретила в поезде, есть в этом что-то необычное, уютное, тёплое. Самолёт – быстро, удобно, но не всегда дешево.
– Вспомни своё первое путешествие.
– Если рассматривать путешествие как просто поездку куда-то, то это в деревню. Тогда ездили на старых автобусах. В них всегда жутко воняло, в жару невыносимо было ездить от слова совсем – ни окна, ни форточки не открывались, дышать было просто невозможно.
А так, чтобы без родителей, нас, четвероклашек, отправили в Краснодарский край. Пришёл мужчина из турфирмы и так всё красиво и замечательно рассказал, пообещал море, солнце, фрукты – в общем, all inclusive! Родители отдали последние деньги, чтобы я поехала…
Был конец октября. Осеннюю одежду никто не снимал вообще, было очень холодно и ветрено. О том, чтобы купаться в море, речи вообще не было. Холодно было и в самом санатории, где мы останавливались. Сказать, что я пожалела – ничего не сказать.
Если брать заграницу, то это был 2006 год. Я уже к тому времени основательно работала, откладывала себе копеечку именно на путешествие. И поехала в Прагу. В то время не было ещё телефонов с камерой, мыльниц, были фотоаппараты с плёнкой на 36 кадров максимум. В каком я была шоке! Столько всего нового, красивого, интересного, а у тебя есть только 36 кадров! У нас в 2006 ещё только восстанавливалось всё после развала Советского Союза, мало заведений, движухи. А там всё это есть! А какая архитектура! По возвращению из Праги я впала в депрессию – увидела, как можно жить, а потом вернулась в нашу суровую реальность.
– Бывает, что в путешествии что-то идёт не по плану. Были ли курьёзные случаи?
– Сразу вспоминаю двухнедельное путешествие по Европе, автобусный тур. Приехали в Страсбург. Заселились в отель, взяли карточки номеров, позже была экскурсия по городу, которая закончилась около 4 дня. Был майский день, тепло, солнечно, в общем, погода радовала. Мы должны были ехать в отель на автобусе, но можно было остаться в городе ещё, а потом добраться до места ночлега самостоятельно. Вместе с нами, двумя молоденькими девочками 23-24 лет, оставались и женщины постарше. Мы уточнили заранее у гида, как доехать, на чём, до какой остановки, ведь такси в Страсбурге довольно дорогое, и мы его себе позволить не особо могли.
В городе посмотрели здание Европарламента, прогулялись на кораблике, мороженого поели, закупились едой для ужина в отеле и поехали на остановку – ждать автобус. Оставалось как раз 20 мин в соответствии с расписанием. Посидели, поболтали с подружкой, поделились впечатлениями. Проходит 20 минут – автобуса нет. Пересматриваем расписание. Хотя французского не знаем, но как-то догадались, что в объявлении было указано – по выходным последний нужный нам автобус уходит ещё в обед. То есть, автобуса больше нет, следующий только утром.
Это сейчас ты можешь открыть карту на телефоне, посмотреть, куда и как пройти или проехать. А тогда телефоны только звонили, функции интернета в мобильнике не было. Благо, что у подружки был подключен роуминг. Позвонили гиду, объяснили ситуацию, он пообещал вызвать такси. Проходит полчаса, а такси нет. Мы опять звоним.
– Я вам вызвал.
– Так никто не приехал!
– Ждите. Сейчас еще раз вызову.
Ждём ещё полчаса. Уже начинает темнеть. А мы вдвоём на самой окраине города. Начинают гонять какие-то байкеры, ещё и поглядывают как-то странно в нашу сторону. Реально не по себе было. Наконец, окончательно стемнело. Гид перестал брать трубку. Мы уже решили, что поедем назад в город, и в городе сядем на такси – отдадим все имеющиеся деньги, и пусть Испания пройдет мимо нас, но мы доберемся до отеля.
Приезжает трамвай. Зашли, а там – вагоновожатый и негр, который следил за порядком. Он у нас на ломаном английском спрашивает, что здесь делаем. Объяснили, что нам нужно в отель, но не можем такси вызвать. Негр сходил к вагоновожатому. Мы и ему объяснили, что у нас стряслось, показали карточки из отеля. И уже он вызвал нам такси. Вагоновожатый задержался минуты на 2 или 3 на остановке, но посадил нас в такси, объяснил водителю, куда везти. Доехали мы очень быстро и не так уж дорого, раз с окраины выезжали. Такого вкусного вина, как в тот вечер, в моей жизни, наверное, никогда потом не было. Утром за завтраком женщины, что оставались с нами и спокойно поехали из города на такси, стали расспрашивать, что да как, как мы добрались. А мы рассказали вот эту историю. Мужчины, что были с нами в туре, чуть не побили нашего гида.
Иногда приходилось экспромтом вносить изменения в программу. Была четырёхдневная поездка в Браслав, в один из дней у нас была запланирована экскурсия по Национальному парку. Он тогда был закрыт на ремонт, но к концу августа его обещали открыть для посещения. Я надеялась, что к нашему приезду это случится, но, увы, – дату открытия снова перенесли. Поэтому мы поехали вместо Национального парка на водопад Вята. Хоть и пришлось скорректировать программу, но все остались довольны.
– Насколько, по твоему мнению, важно знание иностранного языка?
– Сейчас это не столь важно – есть гугл-переводчик, к тому же язык жестов никто не отменял. Но если ты знаешь хотя бы тот же английский, конечно, чувствуешь себя намного увереннее. И к тебе будет лояльнее отношение, если ты хотя бы немного, но владеешь местным языком.
– Где понравилось больше всего?
– Я ещё не везде успела побывать в Беларуси, хотя у нас правда очень много интересных и красивейших мест. Если за пределами Беларуси, то это… Атлантический океан. В Португалии мы ездили на самую западную точку Евразии, мыс Рока. Поверь, море не сравнится с океаном. Ещё одна моя слабость, это сочетание гор и воды.
– У каждого, кто бывал за границей, обычно есть свои ассоциации в духе «Венеция – это маски и гондолы», «Англия – «Челси» и т.д. Какие ассоциации у тебя?
– Португалия – вино. В Германии я не так часто была, но, пожалуй, пиво. В Чехии – пиво и свиная рулька. Бельгия – шоколад и сладкое пиво. В Грузии я не была, но, предполагаю, что чахохбили, хинкали. Франция – сыры.
– Где понравилось в Беларуси?
– Самые яркие места – карьеры под Волковыском, которые никак не могут сделать туристическим объектом. Никто не говорит о том, что нужно сделать пляж и пускать людей купаться. Это и опасно, и никому не нужно. Но сделать туристическую площадку, смотровую зону – почему нет? Сейчас, в пандемию ковида, когда выехать куда-то особой возможности нет, к нам приезжали бы с удовольствием те же россияне посмотреть на «белорусские мальдивы».
Витебские озёра тоже оставили след. Вообще на севере Беларуси очень много озёр, и все красивые. Сосновый лес и озеро – это в принципе не может быть некрасиво!
Если брать архитектуру, то лучшая, на мой взгляд, в Гродно.
На Полесье однозначно стоит посмотреть на весенние разливы, половодье. Заказник “Голубые озёра” на севере нашей страны сравнивают со Швейцарией – обрывы, водопадики, источники, хвоя. Климовичские озёра – это наша маленькая «Карелия». В каждом районе Беларуси есть своя уникальная красота!
Я очень люблю природу, заряжаюсь от неё, как батарейка. К сожалению, я – не все. Приезжаем на стоянку на велосипедах, весь мусор за собой убираем, как бы тяжело ни было. И при нас были люди на машинах, которые просто аккуратно завязывают пакет и оставляют в лесу. Ну вот скажите, кто за вами должен приехать и убрать то, что вы тут оставили?
– Ты рассказывала, что не очень любишь музеи. Почему?
– Я была во многих традиционных музеях и галереях. Но мне всегда больше интересна история, рассказы живых людей, как и что собирали, изготавливали, что каждый экспонат для них значит, а не просто сухие факты. Когда все экспонаты лежат под стеклом и подписаны мелким шрифтом, у меня не сложится общая картинка, мне нужен рассказ, при каких обстоятельствах нашли, для чего применяли тот или иной предмет и многое-многое другое. Пусть этих историй будет мало, но они запомнятся.
Мне поэтому больше нравятся частные музеи. Ведь люди не работают там, а живут. У них каждая вещь – с историей. У хозяина такого музея нет цели отчитаться и выполнить план по экскурсиям, его цель – рассказать тебе то, чем он сам увлекается. На Полесье была в музее деревянных фигур. Хозяин, он же ремесленник, не просто рассказал, что означает каждое изделие, но и о чём он думал, когда ее изготавливал. Вот вы читаете в книжке, что Микеланджело думал о том-то и том-то и закладывал такой-то смысл в произведение. А насколько это правда? Как может исследователь или научный сотрудник прочитать мысли человека, интерпретировать именно так, как думал мастер? Когда человек живой, он тебе сам всё расскажет.
Музей интересен в том случае, когда есть человек, который тебя влюбит в этот музей.
Хочу побывать в картинной галерее ныне здравствующего художника. Либо сам художник, либо его супруга расскажут вам всё о картинах. У них в гостиной стоит фортепиано – и даже те, кто стеснялся играть, садятся и играют, причём получается у всех. Сама атмосфера, антураж создают все условия. После экскурсии – чаепитие, где хозяева галереи расспрашивают гостей об их впечатлениях, насколько им всё понравилось, чтобы быть лучше и лучше.
– Говорят, хочешь узнать человека получше, сделай с ним ремонт или отправься в путешествие. Насколько это правда?
– Правда. В каждом путешествии ты узнаешь человека с другой стороны. Другое дело, что сейчас у меня опыта побольше, поэтому нет неоправданных ожиданий, и я уже понимаю, чего от кого примерно ожидать.
– Спокойный размеренный тур или экстрим – что больше по душе?
– Люблю и то, и другое. Мы ездили по Карелии на снегоходах в -25оC по заснеженным лесам. Если в каком-то ущелье нужно проехать или пройти по канатной дорожке – да легко! Я за любую активность. Но экстрим должен быть в тему и к месту.
– Что лучше – организовать тур самостоятельно или обратиться в турфирму?
– Если ты едешь сам, нужно продумать всё до мелочей – питание, санитарные остановки, на что и сколько времени отвести, чтобы увидеть максимум, продумать маршрут, жильё найти. Нужно понимать, что это всё – ваше время. Именно за это турфирма и берёт деньги.
Я когда-то составила список приложений для поиска жилья, и, как оказалось, не зря, ведь с букингом сейчас проблемы. А в последний раз, когда были заграницей, нас на букинге “нагрели”…
– Расскажи подробнее, что произошло?
– К слову сказать, это был мой первый опыт самостоятельного путешествия. Собирались с подружкой съездить в Гродно, но узнали, что проходит распродажа билетов, и на эти же деньги можно было поехать в Варшаву. И виза есть! Нашли на букинге хостел, забронировали, у нас списали деньги. Приезжаем в Варшаву, идём по адресу, указанному на сервисе – ни вывески, никаких опознавательных знаков хостела – обычный жилой дом, на входе которого железная дверь на замке. Звоним по указанному номеру – никто не отвечает. Решили, что придем попозже, к тому времени, как договаривались. Мы вдвоём с приятельницей прекрасно провели время, пока гуляли по Варшаве. В кафешках на всякий случай расспросили про этот хостел. И никто о таком хостеле даже не слышал. Но мы пришли на место встречи. Возле калитки дома стоит полячка с ребёнком. И мы понимаем, что она тоже с нами – в хостел. Тут мне звонят на телефон с того самого номера на букинге и что-то по-польски говорят. Так как я языка особо не знаю, то дала телефон женщине, что была с нами. Сказали пройти на другое место, а это – несколько кварталов. Но мы упёртые, да и ночевать где-то надо, приходим на новое место – такой же жилой дом. На территорию нас завёл какой-то парень, потом он же привёл в квартиру – двухкомнатная, в каждой комнате замок, а комплект ключей только один. Естественно, вопрос: почему мы должны подстраиваться друг под друга? Может, мы вечером хотим пойти погулять! Полячка на нас даже не глянула, сразу сказала: «Остаёмся!», ключи забрала и сидит довольная. Мы к этому парню: “Вы деньги списали, давайте возвращайте или ищите, где нам жить”. А он нас просто послал и ушел.
Мы потом узнали, что через букинг бывали уже случаи мошенничества. Выставляют фотографии квартир, якобы это комнаты хостела, получают деньги и поминай, как звали. Мы написали на букинг, нам предложили вариант на другом конце Варшавы. Пока я решала вопросы с букингом, моя приятельница нашла нам отличный хостел. В итоге букинг вернул нам и списанные деньги, и разницу в стоимости между первоначальным хостелом и тем, в который мы заселились.
А через год, когда я поехала в Голландию, мне пришла смс о снятии 50$. Сняли «Варшава.аппартаменты». Скорее всего, у них остались данные моей карты, и, как только увидели, что по этой карте начинаются операции за границей, надеясь, что никто не заметит, сняли с неё деньги. Так что будьте внимательны и бдительны, когда ищете сами жильё.
– Как ты считаешь, всегда ли люди будут путешествовать?
– Однозначно всегда. Есть люди с быстрым умом, а им на одном месте не сидится. Для них узнавать что-то новое – это образ жизни. Даже с точки зрения генетики, у человека есть особый ген, который отвечает за то, чтобы постоянно куда-то идти, двигаться. Такие люди всегда были, есть и будут. Если бы ничего этого не было, не было бы миграций вообще.
– Твой совет человеку, который только собирается в тур?
– Скорее всего, он уже знает, куда поедет и чего он хочет. Чтобы попробовать, идеальный вариант – тур выходного дня, то есть, на 1 день съездить посмотреть, насколько тебе нормально в дороге, да и вообще – надо оно тебе или нет. Конечно, прежде, чем отправиться в неизвестную тебе страну с другим менталитетом, лучше пересмотреть максимум информации о ней. Благо, в интернете сейчас можно найти без проблем отзывы, рекомендации, обзоры.
– Что для тебя путешествия?
– Вычитала, что человек может работать, заниматься карьерой или призванием. Работа – когда ты просто на автомате что-то делаешь, карьера – зарабатываешь деньги, статус, а призвание – когда всё, что ты делаешь, идёт от сердца, ты даже не воспринимаешь это как работу. Твоя задача – сделать от души и для души. Ты не считаешь, сколько времени и сил потратишь, просто хочешь сделать качественно и интересно. Даже если программа тура может быть составлена, всё равно её пересматриваешь – что ещё можно добавить, как разнообразить поездку? И тебе всё это безумно нравится. Так что путешествия – это, пожалуй, и есть моё призвание.
-Может, есть планы путешествий на лето?
-Да! Почти все выходные расписала по путешествиям. Много еще мест в Беларуси, где я не была, но очень хочу побывать. Будет много природной красоты, еды и развлечений. Карьеры, терриконы, дегустации, квесты, прогулки по болотам и заказникам. Везде, где можно, стараюсь находить вкусные обеды, ужины, фермерские, с душой, натуральные. На Браславские озера снова хочется попасть. В прошлом году отличный тур получился, все остались довольны. Как тогда сдружились, так и до сих пор дружим.
Все анонсы можно посмотреть в моем аккаунте в Инстаграм @pchelka_travel и в сообществе ВКонтакте pchelka_travel.