«Территория людей» – как появился первый в Беларуси социальный бизнес?
«Территория людей» – как появился первый в Беларуси социальный бизнес?
По данным Министерства труда и социальной защиты населения Республики Беларусь на 01.07.2020 г. на учёте в органах по труду, занятости и социальной защите состояло 575 710 инвалидов. И далеко не все среди этого полумиллиона людей являются трудоспособными.
Алеся Цумарева создала первый и единственный не только в Могилёве, но и в Беларуси центр творчества для людей с инвалидностью – «Территорию людей». Здесь проводят и мастер-классы по декоративно-прикладному искусству, и реализуют изделия, сделанные руками тех, чьи возможности ограничены.
Как появился центр, с какими трудностями пришлось столкнуться хозяйке и каким образом каждый из нас может поддержать проект, читайте в нашем интервью.
– Диагноз ДЦП мне выставили с рождения, – рассказывает Алеся. – Но мои родители никогда не давали мне поблажек, они делали всё, чтобы я не чувствовала себя в чём-то слабой. Если уборка – веник в руки и вперёд, огород – копаю, пропалываю грядки вместе с ними. Пусть не всё и не всегда у меня получалось, но на это никто не акцентировал внимание. Всегда была мотивация – если не получилось в этот раз, попробуй ещё, всё обязательно получится. Так родители воспитали во мне такое качество как целеустремлённость, за что я им безмерно благодарна. Я ходила на фотокружок и в художественную школу, занималась рукоделием и в общем-то никогда не чувствовала себя какой-то особенной.
Первые школьные годы пришлись на санаторий закрытого типа, так как мне предстояло несколько сложных операций. Позже, когда встал вопрос о посещении обычной школы, родители не отдали меня в спецучреждение. На тот момент было сложно устроить ребёнка с ДЦП в общеобразовательную школу, хотя многие из таких детей могли бы спокойно учиться среди обычных детей, ведь этот диагноз – не приговор. Но детей не разделяли по физической и психической инвалидности. Поэтому многие выходили оттуда неразвитыми, с явной деградацией. У одного ребёнка, к примеру, заболевание затрагивает мозг, а у другого мозг работает нормально, но физически есть отклонения, а им дают одно и то же задание. Один выполнил, другой нет – пошли дальше. Развития там особо не было. Мои родители видели, что у меня есть способности – я умела и считать, и читать, и писать, поэтому они сделали всё, чтобы отдать меня в обычную общеобразовательную школу. Так я до 7-го класса ходила в 22 школу в Севастополе, а приехав в Могилёв после выхода папы-военного на пенсию, 8-9 классы училась в 28 школе.
– Как выбирали себе профессию?
– Я гуманитарий. У меня 2+2 в зависимости от того, берём или отдаём. Точные науки – не моё. Папа настаивал на том, чтобы я пошла в озеленители в спецучилище для инвалидов, а бабушка сказала: «Какое там! Она вам все цветы попортит! Пусть идёт в библиотечный техникум, она трохи вумная, трохи читает. Будет книжки выдавать». Хотя я с детства не видела себя с книгами, да и читать особо не любила – ну надо, так надо… В общем, послушали мы совет бабушки, и после 9 классов я поступила в библиотечный техникум. Потом – в МГУ им. Кулешова, ВГУ им. Машерова, а ещё позже – на базе общего высшего образования переквалифицировалась на маркетолога международного уровня.
– Где работали после обучения?
– 10 лет была библиотекарем в гимназии №2, в декрете несколько месяцев была исполняющей обязанности заведующей почтовым отделением деревни Грудиновка, позже устроилась в библиотеку №7, а потом – в 3 детскую. Работала и в отделении дневного пребывания для людей с инвалидностью – вела кружок творчества.
– В отделении уже были кружки или это ваша инициатива?
– Когда проект «Территория людей» был уже в разработке, нужно было предоставить маркетинговые исследования: как будут идти продажи, будут ли поставщики, какое количество людей с инвалидностью могут вообще что-то производить. Мы объезжали социальные отделения Могилёва. Заведующая одного из них мне и предложила: пока ты только открываешь магазин, идём ко мне, попробуешь поработать с людьми с инвалидностью.
– В чём особенность отделения дневного пребывания и как это – работать с особенными людьми?
– Здесь находятся инвалиды I и II группы с физическими, психическими, интеллектуальными и сенсорными нарушениями. Не всегда такой человек может остаться дома один без присмотра, а кто-то просто физически не может никуда выйти, но сидеть дома в 4 стенах и быть полностью лишённым общения – не вариант. Для таких случаев и существует отделение дневного пребывания.
Я вела кружки по декупажу, декоративно-прикладному искусству. Соломкой плести я так и не научилась, это прошло мимо меня, вместе с 70 училищем и озеленением. Благодаря ведению МК в отделении я получила бесценный опыт.
– Как же появился центр «Территория людей»?
– Открывались мы очень долго и мучительно. Я подала заявку на конкурс предпринимательских идей – открыть вот такой вот магазин. Видела я это так: стою за прилавком и продаю, всем людям нужны изделия ручной работы и за один день скупается вся продукция из наличия.
Но во время обучения в бизнес-школе под наставничеством лучших бизнесменов Беларуси я поняла, как сильно ошибалась.
Прежде чем открыть центр, мы проводили множество маркетинговых исследований. Кроме того, почти в каждую дали газету информацию о том, что в Могилёве будет такой магазин, и ко мне сами стали обращаться люди с инвалидностью.
– Сами? То есть, вы не писали никому с предложением реализовать свои изделия через вас?
– Я никого не искала, потому что люди с инвалидностью – это как клуб охотников и рыболовов – все друг друга знают.
– Но вернёмся к открытию центра. Что было дальше?
– Мы стали искать помещение. И нашли – на Пушкинском проспекте, ведь на тот момент задачей №1 было найти точку с хорошей проходимостью. Но оказалось, что в том помещении нет туалета, нет воды и к тому же опасная лестница. Но мы начали там делать ремонт. Да, было сложно, нам на помощь пришла депутат Национального Собрания РБ Ольга Владимировна Петрашова. Однако силы наши были на исходе – на одном энтузиазме далеко не уедешь. По факту мне было бы проще сменить имя, фамилию, внешность и уехать куда-нибудь. Ну представьте мои чувства, когда люди с инвалидностью мне звонят с расспросами: «Ну что, когда открытие магазина?». Как вспомню всё это, так едва сдерживаю слёзы.
Помещение решили сменить, и в этом нам здорово помогли городские власти и депутатский корпус. Хотя здесь на Первомайской до нас всё же были арендаторы, но помещение было в аварийном состоянии и банально пришло в непригодность. Нужно было опять всё начинать сначала – не было ни счётчиков, ни света. И мы с Сергеем (супругом) вдвоём месяца 3 отсюда вообще не вылазили – сами штукатурили, грунтовали, красили. Я даже научилась разбираться в электропроводке и счётчиках.
Под конец 3 месяцев, когда закончили с ремонтом одной комнаты, я сказала: «Всё, с меня хватит, магазина не будет. И вообще, я девочка, хочу платьице, туфельки и на ручки». В этот момент опять позвонила Ольга Владимировна, поинтересовалась, что у нас и как. Я ей: «Всё, мы закрываемся, не будет никакого магазина». Она мне: «Как не будет? Такая идея хорошая!» Я своё: «Мы вдвоём пашем, уже нет ни сил, ни денег – ни-че-го». Но и тут она нас не оставила.
Вообще можно сказать, что «Территорию людей» открывали всем Могилёвом и не только. Помогали ребята со школы бизнес-идей: кто материально, кто физически, кто из дома принёс штукатурку, краску, шпатлёвку. Даже из Бобруйска девочка приезжала специально к нам на подмогу.
– Откуда взялось название центра – «Территория людей»?
– Мне хотелось, чтобы была такая территория, такое место, где независимо от расовых признаков, национальности, вероисповеданию, все в первую очередь – люди.
– А что с товарами для магазина? Много ли прислали на реализацию к открытию?
– Декоративные подушки, текстильные игрушки, прихватки, открытки, бижутерия, подсвечники, вязаные изделия, сумки-шопперы, керамика – здесь каждый найдёт что-то для себя. У нас были заполнены все полки, хотя ещё до официального открытия магазина (30.08.2018) мы ездили торговать и на день города, и на разные выставки.
– Насколько оправдались ваши исследования? Пользовался ли магазин популярностью?
– Изначально было всё шикарно. К нам приезжали на экскурсии не только наши, беларусы, но и иностранцы. Помню, приехал один француз. Я с ним разговаривала по гугл-переводчику. Он узнал, что есть в Беларуси такой магазин, решил проехать по нашей стране по самым интересным для него местам. Остановился в Минске, сюда приехал на маршрутке и выкупил много изделий. С его слов, в Европе высоко ценится ручной труд, а тут ещё и новогодние праздники на носу были. Он меня, конечно, удивил – это же надо, приехать в Беларусь в первую очередь ради нас и нашего проекта….
Позже мы стали проводить мастер-классы, были расписаны все выходные дни – каждую субботу и воскресенье было по 3-4 мастер-класса!
В общем, было всё замечательно, но потом грянул ковид. А потом август 2020-го – мне банально было страшно сидеть одной в магазине в центре города. Тогда же у меня случился микроинсульт. Магазин был долгое время закрыт. Продаж не было, а аренда капала. К тому же нас ещё и затопило. Если в конце августа это был первый потоп с землёй и песком, то в декабре 2021 прорвало канализацию, и всё её содержимое плавало у нас в помещении – ходили в резиновых сапогах по щиколотку в воде и отходах. До сих пор восстанавливаемся потихоньку. Видимо, для чего-то мы нужны, раз возрождаемся всякий раз, как птица Феникс.
– В аккаунте центра указано, что у вас проводится обучение для взрослых и детей…
– Евгений Бондарец, соорганизатор Могилёвского сообщества для предпринимателей решил нам помочь безвозмездно с проведением обучения SMM для людей с инвалидностью. Если среди них будут те, у кого будет получаться, кому это зайдёт и понравится, он возьмёт их к себе на работу. То есть, создать некую базу людей с ограниченными возможностями, которые могут делать что-то полезное и могут стать сотрудниками компаний, ИП.
Когда мы только выступали с заявкой на проект, у нас не было представления и даже мыслей, что это будет настолько масштабно. Просто думали – должен быть такой магазинчик, точка для тех людей, которые не могут самостоятельно продать изделие по ряду физических или иных причин. Для этих людей мы и есть «возможность заработать хоть какую-то копейку». А получилось душевное и творческое место с обучением, мастер-классами, семинарами, экскурсиями.
– Как проходили мастер-классы для детей?
– Как сейчас модно говорить, мы проводили инклюзивные мастер-классы, то есть детки обычные и особенные занимались вместе. Одни учились общаться, другие –социализироваться. Поначалу я стеснялась своей инвалидности, думала, ко мне никто не будет ходить. Но детям было здесь настолько интересно, что когда родители приходили за детьми после МК, те отправляли их ещё «погулять».
– Чем вы занимаетесь в свободное время?
– Предприниматель – это не офисная работа, здесь ты работаешь не по графику, а нон-стоп. Как говорит мой муж – «В свободное от «Территории людей» время я подрабатываю на Лифтмаше». Свободного времени практически нет, и то, чего правда очень не хватает, это здорового сна. А так мне нравится вышивать, рисовать, фотографировать, вязать.
– Правда ли, что у каждого ручного изделия есть душа?
– Правда. У меня лично все предметы – с историей. Я перенесла больше 10 операций, похоронила маму, пришлось уйти с работы. Это сейчас инклюзивность приветствуется, а тогда было непрестижно, мол, неужели полноценных людей не было? Я 2 года билась и стучалась во все двери, чтобы найти работу. И мне это удалось. А ведь можно было сложить лапки, сказать, что мне плохо, жалейте меня все, но я не сдалась. Никогда не надо сдаваться! Плохо, грустно, погода мерзкая, депрессия? Возьми в руки любую вещь с нашей историей – историей человека с ограниченными возможностями, подержи её. Сразу мелкие проблемы отойдут на второй план.
– О чём вы мечтаете?
– Если честно, о миллионе долларов одной бумажкой. А если серьёзно, мне хочется, чтобы у таких людей, как я, была возможность зарабатывать.
– Как можно помочь Центру?
– Взрослые люди с ДЦП становятся мало востребованы обществом. Им сложно реализовать себя, свои мечты, задумки, поэтому я решила, что такой категории людей нужна моя помощь, потому что и я одна из них. И о проблемах, связанных с ДЦП после 18 лет, знаю, как никто другой. Поэтому мы и запустили проект «Кружка тепла» – вы приобретаете тепло наших сердец, а мы получаем тепло ваших возможностей. Деньги от реализации этих кружек 100% идут на благотворительную помощь взрослым инвалидам.
«Территория людей» постоянно совершенствуется, у нас есть ещё много идей, задумок.
Если вы хотите помочь проекту, можете сделать любой перевод на карту беларусбанка 5536 0800 1464 8251 до 12/24 либо просто приходите к нам в магазин. Будем рады вас видеть.