Handmade с душой
Сегодня всё большую популярность набирают дизайнерские и авторские украшения и самые разнообразные handmade изделия. Объясняется это просто – люди устали от пластика и штамповки, люди хотят пользоваться вещами, сделанными с душой. Ремесленник Светлана Лебедева уже много лет изготавливает украшения, аксессуары, предметы интерьера из различных природных и натуральных материалов. В основном это металлы, их сплавы, кожа, дерево и другое. Любимым металлом является медь, ведь по словам ремесленника, у неё особые энергетические и целебные свойства.
Но обо всём по порядку.
Мы находимся в этнографическом комплексе «Зелёная роще», который живописно расположился прямо в лесу, недалеко от Печерского лесопарка, в одном из домиков, в котором работают мастера Общественного Объединения Могилёвских Ремесленников «Шчырая майстэрня». Кроме Светланы Лебедевой здесь работают ещё два мастера-ремесленника: Маргарита Старостенко – травница и ведунья, биолог, психолог и художник в одном лице и Светлана Пунинская – она делает очень красивые украшения и интерьерные вещи из природных материалов, буквально из того, что под рукой, ведь рядом лес. Каждый виртуозно владеет своим мастерством и сам по себе является интересным человеком. А пока трещат дрова в печи, Светлана заваривает травяной чай. В хатке пахнет «как у бабушки»: душистая мята, чабрец, тысячелистник, вереск, веточки хвои, собранные вручную и связанные в натуральные благовонии, создают особую атмосферу. И мы со Светланой Лебедевой ведём неспешный разговор о тайнах ремесла и особенностях жизни ремесленника.
– Я по образованию резчик-инкрустатор по дереву, заканчивала Бобруйское художественное училище. Потом работала художником по рекламе. В то время не было ни мобильников, ни интернета, ни компьютеров, ни цветных принтеров. Поэтому вся реклама делалась вручную.
А в детстве я любила рисовать и делать разные поделки. И как многие другие девочки, увлекалась бисероплетением. Делала украшения из полимерной глины и всяких подручных материалов. Почему? Потому что украшениями были в наших магазинах представлены в ограниченном ассортименте, а приобрести их можно было в ювелирных магазина, или в Универмаге, но авторские, ручной работы только в художественных салонах. Но во-первых, они часто были не по карману подростку, а во-вторых – не отвечали запросам молодежного стиля. А красивой и стильной быть хочется! И постепенно я стала сама делать украшения, и не только украшения, я шила себе сумки и одежду. Шила, вязала, вышивала, даже туфли красила и расписывала. Во времена моей молодости многие, кто хотел иметь в одежде уникальный стиль, увлеклись рукоделием и творчеством. Тогда это было для себя и близких, друзей.
А в начале 2000-х у нас в стране люди, любящие работать руками, получили возможность оформиться как ремесленники и официально продавать свои работы. Примерно в это же время в Могилёве начали формироваться объединения ремесленников, одним из первых были «Магiлеўские майстры». В 2015 году группа мастеров зарегистрировала ООМР «Шчырая майстэрня». Статус общественного объединения позволил ремесленникам получить больше возможностей для работы по организации ярмарок, выставок, мастер классов, благотворительной деятельности, а так же сотрудничества с городской администрацией, ремесленниками, не вошедшими в состав объединения, и просто жителями нашего города. Почему ремесленники объединяются? Это делает их статус выше, позволяет вести более разнообразную деятельность, способствует распространению ручной работы. Не могу не вспомнить в связи с работой объединения нашего неизменного и любимого председателя: Аллу Смолякову. Член Союза Мастеров Беларусии, мастер по соломоплетению, во всё, что она делает – она вкладывает душу, прекрасно умеет ладить с людьми и всегда полна новых идей и планов.
– А ремесленничеством вообще реально заработать?
– Да, можно. Как в любой сфере деятельности, в нашем движении есть люди, которые хорошо зарабатывают. Для этого нужно быть трудолюбивым, энергичным и очень творческим человеком, и, разумеется, любить свое дело и людей, для которых работаешь.
Статус ремесленника позволяет мастеру работать в своём темпе и в своей зоне комфорта. Выбирать такой ритм изготовления и участия в мероприятиях, который лучше всего ему подходит. За нами выбор материала, стиля, количества изготавливаемых вещей, количество повторов и творческих экспериментов.
Можно работать, постоянно тиражируя одни и те же вещи, на которые есть спрос у людей. Можно экспериментировать, выбирая каждый раз новый стиль и направление, материалы и технику изготовления. А лучше всего найти баланс между этими крайностями. Найти разумный компромисс между желанием иметь хороший спрос, и расти, развиваться, как мастер. Да и люди, заказчики, часто подсказывают новые идеи, новые направления для работы. Мир не стоит на месте, наряду с традиционными ремеслами, возникают новые направления ручной работы, и с каждым годом их становится больше. Появляются материалы, ранее неизвестные, на стыке старого и нового рождаются совершенно удивительные направления в художественном, декоративном и ремесленном творчестве. Современная жизнь диктует свои условия.
Так что в ремесленничестве огромный простор для творчества, применения своих знаний, умений, навыков, жизненного опыта.
Нужно сказать, что умение подавать и продавать свои работы не менее важно, наряду с качеством и эстетикой самих изделий. Поэтому современному мастеру не помешают знания в области психологии, маркетинга, полиграфии, упаковки и многое другое.
Но совсем не обязательно делать из ремесленничества работу. Можно сделать его приятным дополнением к вашей жизни, то есть хобби. Работать по настроению, не ставить высоких планок по изготовлению, заработку. Это не помешает вам иметь покупателей и заказчиков, участвовать в ярмарках и выставках, общаться с мастерами, находить единомышленников и друзей, получать удовольствие от поездок на ярмарки мастеров, в том числе в различные города Беларуси и за её пределы.
Вы можете представлять свои работы там, где удобно и интересно именно вам, продавать на «живых» ярмарках и на площадках онлайн. Сейчас много разнообразных форматов для реализации авторских работ.
Мне нравится дело, которым я занимаюсь, нравится работать с кожей, металлами, камнями, деревом по свои эскизам, реализовывать собственные идеи в материале.
Доход от моей работы не всегда удовлетворяет меня. Всегда хочется больше и лучше, так устроен человек. Но, в любом деле есть понятие сезонности продаж, есть спад интереса клиентов на те или иные вещи. Да и просто – я живой человек и бывает, что нет энергии или отсутствует вдохновение. Перерывы, когда что-то другое в жизни захватывает больше – забирает время и энергию.
– А были ли покупатели, которым вы не стали продавать свои изделия?
– Очень редко, но бывало такое. Возможно, это был чисто мой личный фактор. Просто человек был мне очень, очень неприятен и я вежливо отказывала ему под благовидными предлогами. Обычно сразу видно, что у человека есть интерес к моим вещам, иногда он не может определиться с выбором, иногда подошёл полюбоваться и заодно похвалить, поддержать мастера – это приятно, это тоже часть работы и я с удовольствием поддержу разговор. Но бывают те, которых, пожалуй, можно назвать «энергетическими вампирами» – хлебом не корми, дай сказать что-то колкое или едкое, обидеть. Разумеется, не всегда получается обходить таких людей стороной. Но с такими стараюсь не общаться, даже если они – потенциальные клиенты.
– На ваш взгляд, у нас в Беларуси ценится ручной труд или обесценивается?
– Учитывая, сколько в нашей стране ремесленников и сколько тех, кто не зарегистрирован и просто занимается рукоделием для себя, по крайней мере, ручной труд востребован.
Простой всем известный закон экономики – спрос рождает предложение. Вообще, учитывая современную тенденцию по выявлению своей уникальности, самоидентификации – ручная работа, безусловно, ценится. Но тут вопрос вот в чём: человек может и понимает ценность того же колье или керамической вазы ручной работы, но далеко не каждый может себе это позволить. Есть, конечно, и те, кто, смотря на изделие, спросит: «Почему так дорого?». Тут можно объяснить человеку, как формируется цена, сколько вложено материалов, труда и времени, рассказать про уникальность и штучность вещей, про их художественную ценность. Это, кстати, вопрос внутренней культуры и образования. Люди даже невысокого достатка, но умеющие чувствовать энергию вещей, имеющие опыт взаимодействия с этим, все понимают. И даже если они не покупают сегодня, вполне могут стать покупателями завтра. А их простое признание ценности авторской вещи, её особой энергии, любви, вложенной в неё – огромная поддержка для любого мастера, ремесленника, художника. И не так важно, это медное колечко, вязаные носочки, большая интерьерная картина маслом или массивный кованый стол. Приятно, когда люди не просто совершают акт купли – продажи, а обмениваются хорошими, добрыми, чистыми энергиями. И это, безусловно, делает наш Мир немного лучше каждый день.
– Я заметила, что в домике вы не одна ремесленница. Нет ли конкуренции?
– Мы, ремесленники, такие же люди как все. Бывают конфликты и недомолвки, непонимание. Но, мы работаем в коллективе, мы одно объединение и делаем общее дело, где возможность заработать стоит рядом с желанием нести в Мир красоту и добрые намерения. Мы умеем находить общий язык и пути примирения. Отношения проверяются в трудные минуты. А они бывают у всех. Именно в это время видно, каков человек, может ли он поставить свои интересы чуть ниже общественных. Особенно, кстати говоря, это заметно в периоды ярмарок – если поссорились, можем палатки поставить подальше друг от друга, но случись что, непогода например, мы тут же придём друг другу на помощь: чаем согреем, поможем собрать и упаковать вещи, плед сухой найдём и так далее. В общем, своих в беде не бросаем. За годы деятельности я заметила, что ремесленники люди очень самостоятельные, практичные и трудолюбивые, но в тоже время творческие и поэтичные, весёлые и разносторонние, а ещё они умеют выживать в любых условиях и очень любят и ценят жизнь. Во всяком случае, мне везёт именно на таких.
– Какие техники используете при изготовлении изделий?
-Одна из моих любимых и часто используемых – wire wrap – кручения из проволоки. Работаю часто и с листовые металлом, режу его ножницами по металлу и довожу до нужной кондиции с помощью шлифовки, ковки и других приёмов обработки. Медь чаще всего оксидирую – искусственно «состариваю», это делает материал более интересным по фактуре и цвету. Иногда использую пайку. Есть ещё интересный способ нанесения рисунка на металл – травление.
– У вас много украшений из меди и кожи с камнями и минералами. Чем привлекают эти материалы?
– Я по возможности за экологичность во всем, а натуральные материалы кажутся мне более живыми, отзывчивыми что ли по отношению к человеку. Так сложилось, что именно эти материалы меня притягивают.
Мой папа был геологом, дома была небольшая коллекция минералов – очень любила их рассматривать. И сейчас я довольно часто использую камни как обработанные, так и «в чистом виде» в своих работах. А что касается металла… Медь, как только я взяла её в руки, мне показалась очень близкой по духу. Она легко поддаётся обработке, недорогая и доступная. Да, и в целом, у неё столько полезных свойств! Зря сейчас люди её недооценивают. Раньше она широко использовалась в целительстве. Как минимум, можно вспомнить медные пятаки, которые прикладывали к больному месту. Сейчас люди часто спрашивают медные браслеты, так как они помогают нормализовать давление. Медь обладает высокой теплопроводимостью, бактерицидными и антибактериальными свойствами, может защищать от вирусов.
Были у меня и серии украшений с деревом, с керамикой. Я сочетаю разные материалы, но кожа+медь, пожалуй, моё любимое.
– А аллергические реакции?
– Если у вас с металлом какая-то реакция, это не всегда аллергия. Да, бывает и такое, поэтому у клиентов я уточняю по поводу той же самой застёжки для серёжек – возможно, её нужно сделать из определённого вида металла, который организм воспринимает нормально. Но что касается меди, скажу так – чаще всего окисление происходит по причине её нехватки. То есть, наше тело забирает в буквальном смысле часть ионов металла себе для собственных нужд.
– Если вдруг человек решил заняться ремесленничеством, с чего лучше начать? Какие виды ремесленничества сейчас популярны?
– Если вас тянет что то делать собственными руками, но вы ещё не определились к чему тяга сильнее всего, то возможно для начала стоит просто сходить на мастер-класс – попробовать себя в том или ином деле. Не нужно сразу бежать по магазинам в поисках бисера, ткани, кожи, швейных принадлежностей. Например, чтобы изготовить вазу или кружку, вам придётся не только купить глину и гончарный круг, но ещё и думать – а где это потом обжигать? Чтобы найти дело, которое понравится, нужно перепробовать всё, что привлекает. Можно и самостоятельно что-то изготовить, а в помощь можно использовать видеоролики на YouTube, где мастера делятся своими секретами изготовления.
Плетёные корзинки всегда пользовались спросом независимо от возраста покупателей – кому-то в лес за грибами, ягодами ходить, кому-то на Пасху булки освящать, кому-то просто для интерьера или фотосессий. В тренде керамическая и деревянная посуда. Сейчас очень популярны украшения эпоксидной смолы. Особенно любят женщины, когда в смолу погружают маленькие засушенные растения, под прозрачной плёнкой они выглядят совершенно, как настоящие. Есть интерес к авторской вязанной и сшитой одежде, сумкам, аксессуарам. Большой спрос в последние годы на вязаные игрушки.
– У вас есть определённый режим дня, когда браться за работу, когда позволить себе отдых?
– Есть такое выражение – найди работу себе по душе, и ты не будешь работать ни одного дня. Дополню – или будешь работать без выходных. Ремесленник – человек вольный. Я, например, не встаю в 5 утра и сразу за работу. Правда, порой, когда едем на ярмарку и ночь проводим в дороге, в 5-6 утра уже приступаем к установке оборудования и работаем до темноты, потом опять в дорогу в ночь. Тут раз на раз не приходится. Но лучше, конечно выспаться, спокойно собраться, приехать в домик, затопить печь, выпить чайку. И в процессе может прийти интересная идея. А иной раз такая идея не даёт заснуть уже с вечера. И тут по-разному бывает: можно просто что-то порисовать на бумаге, сделать несколько листов набросков, подумать. А бывает, бросаю всё и сажусь за работу, даже ещё не представляя, что буду делать. Но на самом деле есть обязательства перед собой и людьми. Бывает, что заказчику нужно не просто в сию секунду, а ещё вчера. Если всё время ждать «музу», то далеко не уедешь и много не сделаешь. Конечно, нужна внутренняя дисциплина, и тут не важно – до 2 часов ночи делаешь заказ или доделываешь его с утра-пораньше.
– А где обычно черпаете вдохновение для изделий?
– Идеи «носятся в воздухе», другое дело, как ты их видишь и считываешь. Когда много работаешь, то идеи идут одна за другой сами, только успевай воплощать. Потом наступает перерыв и нужно где-то вдохновиться. Запустить энергию. Меня вдохновляют работы других мастеров и художников. Иногда это фильм или книга, общение с людьми. Часто беру в руки камень, минерал, бусины и прикидываю, в какую форму, объём они просятся. Потом выкладываю мотки проволоки, кусочки металла, прикладываю одно к другому. Иногда рисую разные формы, и обязательно найдётся одна, которую потянет воплотить в материал сегодня. Конечно, вдохновляет природа, её красота и энергетика. Неспешные прогулки в парке, в лесу, особенно хорошо, если поутру или на закате. Возможно, поэтому я и выбрала место для своей мастерской место, которое находится рядом Печерском.
– Вы по этой причине стояли у истоков движения «Сохраним Печерский лесопарк»?
– В один прекрасный день, 2 января 2017 года собрались незнакомые люди, но неравнодушные к природе родного края. И у нас состоялась первая экскурсия по Печерскому лесопарку. Мы прошли много километров по морозу, иногда утопая в снегу по колено. Вёл нас Леонид Платоненко. Многим людям, которые занимаются вопросами экологии, знаком этот человек. Немало нового и интересного узнали мы в тот день о Печерске. В дальнейшем ещё много было подобных экскурсий, на которых присутствовало до 30 человек. Любовались красотами векового леса и узнавали всё больше об истории и природных особенностях лесопарка. И всё больше прониклись желанием сохранить эту территорию в её неприкосновенности. Сложился костяк группы, которую решено было назвать: гражданская инициатива «Сохраним Печерский лесопарк». Изучив ситуацию в Печерске, мы начали писать обращения в Могилёвский облисполком, в Комитет по охране Природных ресурсов с просьбой придать ему статус заповедника. Волонтёрами была обследована почти вся территория Печерска на предмет краснокнижных растений и деревьев, срок жизни которых более ста лет. Такие растения и деревья подлежат охране государством. Дубов и сосен возрастом более 100 лет нашлось около 400 штук. Обследование проводилось под руководством специалистов из Института Ботаники при Академии наук Беларуси.
В дальнейшем были многочисленные встречи в Печерске и в кабинетах, в том числе в городском и областном Советах Депутатов. Совместно с «Зеленстроем» организовано множество субботников по очистке Печерска от мусора, посадке саженцев в близлежащем микрорайоне «Спутник». Позитивное сотрудничество администрации города и городских активистов дало хорошие практические результаты .
Наша инициатива, в том числе производила обследование зоны бывшего питомника «Зеленстроя», лежащего вдоль Загородного шоссе, территория которого не входит в план Печерского Лесопарка, но при некоторых усилиях может превратиться в ещё один парк для горожан, ведь там произрастает огромное разнообразие деревьев и кустарников.
Мы собирали подписи у горожан за создание Заказника и парка.
Несколько лет деятельности группы позволяют сделать вывод, что конструктивная и активная позиция простых граждан может дать хорошие результаты по улучшению экологии города. Ваш маленький труд может влиться в большую реку совместной человеческой деятельности и изменить нашу жизнь к лучшему.
Ещё много можно рассказывать о том, как иногда непросто, а иногда легко, дружно и весело шла наша работа. Но скажу коротко, что Академия наук дала рекомендацию городским властям сделать Печерск заказником. И на сегодня Печерскому лесопарку официально придан статус Заказника местного значения и рассматривается возможность расчистки и оккультуривания зоны бывшего питомника.
Иногда мне кажется, что это всё случилось, прежде всего с Божьей помощью, потому что вера и надежда на результат порой исчезали, руки отпускались совсем.
От всего сердца хочу поблагодарить тех, с кем я была рядом в этой работе: Николая Казакова, Марину Воловик и рано от нас ушедшего, её мужа – Павла Воловик, Катю Верес, Михаила Копычко, Юлю Шустову, Катю Попову, Сергея Столикова, сотрудников «Экопроекта»: Леонида Платоненко, Ирину Усову, Анну Скрыган, Виктора Киреева и многих другие. А одна из участниц инициативы – Алёна Асмаковская – по зову сердца исследовала краснокнижные растения в Печерске, написала о них книгу. И начала она свою работу гораздо раньше, чем мы собрались, как группа «Сохраним Печерск».
Я благодарна судьбе за встречу и сотрудничество с такими людьми.
– Какие планы на ближайшие 5 лет?
– Хочу делать, что люблю и любить, что делаю! Хочу расширить свой ассортимент техник и материалов, и возможно, попробовать что-то совершенно неожиданное.
Побывать с нашим дружным и творческим ремесленным объединением ещё не на одной ярмарке и фестивале в родной Беларуси, в ближнем и дальнем зарубежье.
Пусть растёт во всем мире интерес к ручной, крафтовой, штучной работе, пусть люди имеют возможность иметь такие вещи в своём обиходе постоянно.
Что же касается Печерска? Ну, прежде всего, моя горячая мечта, чтоб мы обратили свой взор к Матушке Природе, чтобы наша к ней благодарность и бережность только возрастала с каждым днём.
И конечно, очень хочется, чтобы вся деятельность, которая была направленна в своё время на сохранение Печерска, принесла свои плоды – чтобы лес был сохранён в своём подлинном экологическом балансе, и при этом люди могли там бывать, в полной мере наслаждаться природой, не нанося ей ущерба. Молюсь, чтобы были изысканы ресурсы на превращение зоны бывшего питомника, в прекрасный парк. Ведь он находится в шаговом доступе от микрорайона «Спутник» и может служить полноценной рекреационной площадкой для жителей. Хочу, чтобы там появились расчищенные дорожки и площадки, скамейки, беседки, мангал, но при этом ни одно лишнее дерево или куст не были вырублены.