«Как обустроить Могилев?»
«Как обустроить Могилев?» Именно так звучала тема 8-го городского диалога, который прошел в тайм-кафе «Небо» 13 декабря.
Периодически в СМИ при обсуждении важных городских вопросов появляется словосочетание Генеральный план Могилева. Градостроительная политика определяется во многом именно этим документом, который недавно был утвержден Президентом. Именно поэтому Центр городских инициатив решил обратить внимание на эту тему.
На встрече обсуждалось несколько вопросов. Среди них:
– расширение границ города,
– уплотнение застройки,
– появление новых объектов и сооружений,
– экологическая составляющая градостроительства,
– сохранение и возрождение исторических зданий,
А самое главное, благодаря этому мероприятию появилась возможность познакомиться с Генеральным планом города.
Уплотнение застройки нашего города. Этот вопрос воспринимается экспертами неоднозначно. Так, если говорить о застройке новых районов – это однозначно верное действие, то уплотнение вызывает массу вопросов.
Алексей Гришкин, заместитель начальника управления архитектуры и градостроительства презентовал генеральный план развития Могилева:
22 апреля 2017 года Президент подписал указ, которым скорректирован генеральный план развития Могилёва до 2025 года. До настоящего времени областной центр развивался по архитектурно-планировочной концепции, утвержденной в 2003 году. Документ предполагал два основных направления территориального развития: восточное-и-северо-восточное (это на землях СПК “Коминтерн” і Николаевки), а также западное (минское).
Главное отличие нового генплана в том, что это компактный – в существующих границах – вариант развития Могилева, где новое строительство предусмотрено на имеющихся свободных (резервных) площадках и на месте ветхих домов, которые подлежат сносу.
В ближайшие годы приоритет сохранится за обустройством центральной части Могилева, микрорайонов Казимировка, Спутник, Солнечный, микрорайонов в границах улиц Криулина и Турова, а также улиц Стасова, Гришина, Калужской.
Документом предполагается два периода развития: до 2020 года и 2025-го. К этому времени, по расчетам специалистов, в Могилеве будут жить 402 тыс. человек (сегодня 374,7 тыс.). Поэтому закономерно, что жилищное строительство не будет сбавлять обороты: жилфонд вырастет за счет возведения различных типов усадебных и многоквартирных домов.
И вот что интересно: Структура жилой застройки определена в следующем соотношении: многоквартирная – 85%, усадебная – 15% на первом этапе, 90% и 10% – на втором.
При этом генеральным планом предполагается размещение усадебной застройки в Казимировке, деревне Городщина, кварталах по проспекту Шмидта, улицам Слепокурова, Аграрной. Индивидуальные дома появятся на свободных площадках несельскохозяйственного назначения в районах Броды-Гребенево, улицы Ровчакова, деревни Дары.
Эксперты в целом поддерживают направления генерального плана, но некоторые сетуют на то, что генеральный план разрабатывался минскими архитекторами и проектировщиками, которые не совсем понимают специфику города.
Игорь Пушкин призвал делать Могилев особенным с точки зрения градостроительных и архитектурных решений, чтобы у города была своя изюминка и он не был бы похож на типичный областной центр.
Участники дискуссии призвали сохранять исторический центр Могилева, а Леонид Платоненко предложил расширить его границы территорией Луполова и прибрежной зоной к Днепра.
В ходе обсуждения выяснилось, что главная проблема нашего города – жилищный вопрос. Однако по словам заместителя начальника управления архитектуры и градостроительства исполкома Алексея Гришкина, расширения границ города не будет. Максимум, на который мы можем рассчитывать – 5% увеличения территории Могилева.
Периодически возникают споры по уплотнению некоторых дворов, либо застройке природных мест города. В Минске много лет периодически идет война жителей с застройщиками, Могилев тоже не обошла эта проблема. Алексей Гришкин отметил, что уплотнение будет идти за счет сноса ветхого жилья.
Недавний пример: строительство многоквартирного дома в районе Дубровенки. Экологи высказывают опасение тем, что будет нарушена экосистема и природное место превратится в очередные каменные джунгли. Участники предложили дальнейшее благоустройство зоны реки Дубровенка со строительством небольших домов, которые впишутся в существующий природный ландшафт.
На встрече также была поднята тема переноса автовокзала к железнодорожному, однако идея находится в стадии разработки. Кстати говоря, как только в Бресте достроят автовокзал, Могилев станет единственным областным центром, в котором авто- и железнодорожный вокзалы расположены отдельно друг от друга. Утверждение данного проекта значительно улучшит жизнь жителей и гостей нашего города. Однако все напрямую зависти от инвесторов, и рассчитывать на реализацию вышесказанного не стоит до 2020 года.
Также в городе отмечается транспортная проблема, которая касается прежде всего Минского шоссе, уже сейчас оно загружено. Поэтому планируется построить его дублёр, чтобы соединить Казимировку через микрорайон «Спутник» с ул. Ямницкой и её выходом на ул. Космоноватов.
Остается открытым вопрос, как эффективно учитывать мнения граждан при строительстве новых объектов. Сейчас существует процедура общественных обсуждений, но на них приходит всего лишь пару человек. Одним из вариантов, может быть проведение властями социологических исследований по данному вопросу.
В завершении дискуссии, все пришли к выводу, что всему архитектурному сообществу города необходимо встречаться и обсуждать основные проблемы градостроительства и думать над тем, как сделать Могилев красивым и удобным городом.
Разобраться в теме помогали:
Алексей Гришкин, заместитель главного архитектора города Могилева
Леонид Платоненко, городской активист, один из тех, кто занимался экологической экспертизой многих проектов
Виктор Киреев, представитель общественного объединения “Экопроект”
Игорь Пушкин, кандидат исторических наук