7 ноября состоялась экскурсия на еврейское кладбище. Более 50 человек пришли послушать гида – Иду Шендерович и узнать тайны этого старинного места.Что же мы узнали?
Сколько лет кладбищу?
Еврейское кладбище (микрорайоне Юбилейный) существует с 1809 года. Это значит,что оно молодое: были кладбища 16-18 веков, но не сохранились,увы.
Кого здесь хоронят?
До конца 70-х годов ХХ века здесь хоронили всех умерших евреев Могилева и только евреев, как это предписывает древняя традиция. Затем традиции стали забываться. Кладбище перестало считаться местом сакральным и неприкосновенным. Новые могилы на кладбище уже принадлежат людям разных конфессий. Часть из новых захоронений устраивается на месте старых, ненужные надгробия утилизируются или переделываются для последующей продажи. Кладбище переименовывается в «Общественное».
Что сохранилось?
До наших дней уцелела только небольшая часть старинных надгробий конца 19-начала 20 века, расположенных преимущественно на узком открытом участке параллельном забору, напротив центрального входа. Их всего пару сотен. Однако, можно сказать, что Могилеву повезло, потому что в других городах и бывших еврейских местечках целостного комплекса памятников этого периода не осталось. Дорогостоящие каменные плиты были использованы для вымостки дорог, облицовки монументов, они лежат в фундаментах домов и хозяйственных построек. Железные ограды сдавались на вторсырье.
“Смерть – часть жизни, и неуважение к предкам – это и неуважение к живым”, – говорит Ида Ш.
А вот в Могилеве участок кладбища, который традиционно предназначался для захоронения наиболее важных и уважаемых людей: мудрецов, раввинов, врачей, благотворителей, сохранился! Более того, он каталогизирован. Каталог доступен в интернете всем желающим на русском и английском языках https://mitzvatemet.com/ru/burials
Гости кладбища: кто они?
Именно потому, чтобы посмотреть на аутентичное белорусское еврейское кладбище, отличающееся от подобных объектов в соседних Польше и Украине, туристы из разных стран мира приезжают в Могилев. Приезжают самые разные люди, но большей частью – это туристы с еврейскими корнями. Те, чьи предки были уроженцами Беларуси, но вынуждены были эмигрировать или репатриировались в Израиль на протяжении последних полутора столетий.
Надгробия, (по-еврейски они называются «мацевы» или «мацевот»)
Что рассказывают надгробья?
Надгробия, (по-еврейски они называются «мацевы» или «мацевот»), с авторскими эпитафиями и декором, представляют большую художественную и историческую ценность. Они содержат не просто биографическую информацию, но и цитаты из священных книг, хронограммы и акростихи.
Сколько евреев жило в Могилеве?
1897 г. в городе Могилеве проживало 21 539 евреев (около 50% населения). Здесь похоронены люди, создававшие современный Могилев. Они открывали первые производства, построили большую часть сохранившихся каменных домов в центре города, спонсировали строительство больниц, богаделен, разнообразных учебных заведений. Некоторые из них и стоят, и работают до сих пор.
Дата смерти важнее даты рождения!
Участники экскурсии узнали о том, что такое «Хевра кадиша» («Погребальное братство»), охель (склеп или «домик»). Почему указание даты смерти намного важнее, чем даты рождения; что такое «черная свадьба»; что означают изображения рук на надгробии (происхождение покойного мужчины из рода Леви или коэнов); почему покойника укладывали лицом на юго-восток (по направлению к Иерусалиму); что общего между написанием дат на старославянском языке и иврите (буквы имеют числовое значение) и многое другое.
Чем украшают надгробия?
Мы посмотрели одно из самых красивых сохранившихся надгробий на могиле Почетного гражданина города Могилева Шмарьяху сына Мордехая Цукермана, умершего в 1878 г.
Надгробие изготовлено из мрамора резчиком по имени Исраэль Ауэрбах из Варшавы и украшено сложной резьбой с изящными архитектурными и растительными мотивами, дополненными барельефами с шестиконечными звездами.
К сожалению, это надгробие, как многие надгробные сооружения, датируемые XIX – началом XX века, повреждены. И реставрация их уже началась.
Какое будущее ждет кладбище?
Скоро эта небольшая историческая часть кладбища будет восстановлена, благоустроена и мы сможем идти по очищенной стариной «брукованке», не боясь испачкать обувь, и рассматривать творения талантливых резчиков, как Колмановичи, и Д. Виршубский из Вильно, Исраэль Ауэрбах из Варшавы, Глазунов, Иофе и П.Г.Яцыно из Могилева и других.
Надгробий на могиле Почетного гражданина города Могилева Шмарьяху сына Мордехая Цукермана
Надгробий на могиле Почетного гражданина города Могилева Шмарьяху сына Мордехая Цукермана
Также на этом кладбище мы посетили могилу жертв Холокоста
Можно ли похоронить книгу?
Одним из самых интересных вопросов, по мнению экскурсовода, был вопрос о том, хоронили ли на кладбище книги.
“Действительно, уничтожение сакральных текстов запрещено еврейскими религиозными нормами считается святотатством. Свитки, рукописи, книги и некоторые предметы со священными текстами, пришедшие в негодность, складывались в специально отведенное место в синагоге – в «генизу». Когда гениза переполнялась, их торжественно хоронили на кладбище”, – Объясняет Ида Шендерович
Холодная погода и надвигающиеся сумерки не позволили продолжить экскурсию, и осталось еще много вопросов осталось:
–Что значат изображения на надгробиях? -Для чего делали «кенотафы»? -Почему на могилы кладут камни? -Как менялись тексты эпитафий в разные периоды и почему на одной и той же могиле на разных языках разные имена? -Правда ли, что евреев хоронили сидя и на глаза им клали черепки? -Какие легенды связаны именно с Еврейским кладбищем Могилева? -Хотелось бы подробнее узнать о судьбах, культуре и деятельности людей, которые жили в нашем городе. -Да и до вопроса «правда ли, что на кладбище можно найти золото?» так и не дошли...
Ответы на эти вопросы можно будет узнать на следующей экскурсии.