Городской диалог. Итоги.

7 сентября в тайм-клубе «Небо» Центр городских инициатив организовал очередной (4-й) «Городской диалог», посвященный на этот раз проблемам жилищно-коммунального хозяйства — одной из самых проблемных и самых обсуждаемых сфер нашей жизни.
Каковы главные претензии горожан к ЖКХ? Можно ли решить все вопросы только увеличением тарифов? Что реально можно и нужно менять в системе? На что обратить первоочередное внимание? Ответы на эти вопросы мы попытались найти с экспертами:
  • Максим Лесковец — главный инженер ОДО «Коммунальник МК».
  • Андрей Чуйков — председатель товарищества собственников «Высотка спутник».
  • Сергей Шевченко — бывший председатель товарищества собственников, эксперт в области жилищно-коммунального хозяйства.

Встреча началась с презентации результатов социологического исследования профессора, доктора социологических наук Юрия Бубнова. По результатам замеров 2008 года 2/3 обращений в органы местной власти касались ЖКХ. Данные полученные летом 2017 мало отличаются от данных 10-летней давности, 62,8% оценивают общее положение в сфере ЖКХ негативно и резко-негативно. Ответы на более конкретные вопросы, например, «как вы оцениваете качество благоустройство прилегающих территорий» не выпадают из общего печального «правила». Перспективы состояния ЖКХ могилевчане видят следующим образом: 3/4 респондентов не видят возможностей улучшения в сфере ЖКХ, если эта максимально монополизированная система не будет реорганизована радикальным образом.

Что мешает работать профессионалам (руководителям ТС)?

Негде осуществлять приём граждан, далеко не в каждом доме есть помещения, где это можно сделать, а закон «Об обращении граждан» обязывает реализовывать такую возможность.
Единые тарифы: дома разные, и расходы электроэнергии в местах общего пользования пятиэтажки и 16-этажки очень сильно отличаются, и установленного тарифа может не хватать на полное возмещение этих расходов. Например, новый 22-этажного дом расходует на освещение мест общего пользования и дополнительное оборудование потребляет 3 Мегаватта в месяц!
Множественные противоречия и систематическое отсутствие документации о балансовой принадлежности инженерных коммуникаций. Какая-то труба или «дворовая» дорога зачастую оказываются по документам «ничьими». Эти вопросы приходится решать и урегулировать председателям ТС.
Собственники жилья разобщены. Очень сложно бывает принимать решения общим собранием, из-за нежелания собственников принимать участие в управлении домом.
Отсутствует прозрачность в вопросе на то, как, куда и сколько денег тратят государственные эксплуатирующие организации.

Один из главных больных вопросов – целевые средства на капитальный ремонт. Данные вид платежей появился с 1999 года. Сейчас перечень работ, которые могут быть выполнены из фонда на капремонт четко регламентирован. В случаях нарушения председателям ТС грозит серьёзная ответственность. Но, каждый год более 30% денег съедает инфляция, а в отдельные годы, деньги сгорали полностью.
Текущий ремонт – жителями домов не оплачивается. Входные группы, подъезды, всё это финансируется средствами госпрограммы «Комфортное жильё», что в практическом плане означает то, что если такие работы необходимо выполнить, собственникам придётся «складываться».

Что интересно:

Многие могилёвские дома имеют проблемы из-за критических ошибок в проектировании, что не мешает застройщикам продолжать строить дома по проблемным типовым проектам. Качество выполнения работ строителями оставляет желать лучшего. В эксплуатацию дома вводятся с значительными недоработками. При этом руководителями ТС по новому законодательству должны быть люди с экономическим или юридическим образованием, т.е. люди, которые могут и не ориентироваться в технических тонкостях.
Существует целый ряд юридических коллизий. Наряду с действием единых «справедливых» тарифов для разных типов домов с не очень вразумительным обоснованием, существует много ситуаций, ставящих жильцов всовершенно разные условия. Так, например, принято решение о модернизации домов построенных до 1993 года и теперь поэтапно должна быть произведена их «тепловая реабилитация». При этом здания по этим же проектам продолжали строиться и после 93-го года.

Профессионалы недолюбливают дома с утеплением из пенопласта – они не могут просохнуть в случаях протечек воды, что обязательно рано или поздно приведёт к значительным проблемам (сырость, плесень). Аналогично, никто из эксплуатационников не хотел бы жить в панельном доме (кстати, такая технология постройки жилых зданий в некоторых странах ограничена законодательно), и предпочли бы кирпичные и каркасные дома.
Дольщики на этапе строительства могут вносить предложения в изменения проекта. Например, произвести перепланировку жилого помещения на этапе строительства. В этом случае все изменения в проект будут учтены БТИ «автоматически», сразу после сдачи дома, и результаты обмеров войдут в техпаспорт.

Что должно измениться, чтобы ситуация улучшилась:

Собственники могут принимать решение о том, государственная или частная организация будет эксплуатировать дом. Частная организация, несмотря на многие проблемы, гибче, прозрачнее в своей деятельности. Уровень оказания услуг частных организаций более высокий, реагирование на проблемы более оперативное. Но сейчас многие даже не задумываются о том, кто именно эксплуатирует их дом. С переходом на полное возмещение расходов (что означает увеличение тарифов) вопрос о расходовании средств станет куда более остро. Государство рано или поздно неизбежно уйдёт в сторону в этой сфере, и вопросы ЖКХ станут рыночными вопросами между поставщиками и потребителями услуг.
Застройщик должен предоставлять будущему собственнику больше информации о строящемся доме на стадии заключения договора. По словам одного из экспертов: «Пачка печенья содержит больше информации о продукте, чем получает дольщик». Эта непрозрачность приводит к тому, что о многие проблемы всплывают уже после нескольких лет эксплуатации (ошибки в коммуникациях, неправильно построенная вентиляция и т.п.)
Приёмка домов должна производиться более качественно. В настоящее время, зачастую, комиссия принимает дом за один день. На практике это означает, что приёмка осуществляется только на бумаге. Полезно было бы создавать общественный совет с участием дольщиков и специалиста, имеющего опыт эксплуатации домов данного проекта. Дефектные акты, составленные при вводе в эксплуатацию и в ходе гарантийного срока, должны обобщаться и информация должна приниматься к сведению проектантами и строителями.

Главная проблема, о которой говорили все три эксперта, лежит не в юридической или технической плоскости. Как выяснилось, главное, что не позволяет значительно улучшить положение в сфере ЖКХ, это отсутствие понимания собственников, жильцов, арендаторов и собственников встроенных помещений того, что жилой дом является единым комплексом – общей собственностью – и за его эксплуатацию и обслуживание расходы должны нести все, неся затраты пропорционально занимаемой площади. Каждому владельцу квартиры необходимо научиться осознавать себя собственником части всего дома, это значит и кровли, и лифта, и подъезда, и подвала, со всеми вытекающими правами и обязанностями. Собственность – это всегда, помимо прочего, ещё и ответственность.

До встречи на новом «Городском диалоге»!

 Фотографии с мероприятия