Городской диалог, вторая встреча

27 июля состоялась очередная, вторая по счету встреча, организованная Центром городских инициатив в рамках проекта «Городской диалог». Площадкой проведения мероприятия был выбран тайм-клуб «Небо», темой встречи была сформулирована организаторами так: «Культурная жизнь Могилева: что есть и чего хочется?».

В качестве экспертов выступили:
Светлана Ткачева – управляющая тайм-клуба «Небо»,
Владимир Петрович – актёр и режиссёр Могилёвского областного драматического театра,
Виталий Кудасов – директор Могилёвской лиги КВН,
Алексей Батюков – директор Музея истории Могилёва.
Модератор встречи – Дмитрий Лепейко.

Вечер начался с презентации профессора, доктора социологических наук Юрия Бубнова, представившего результаты исследования, по теме «Социальный потенциал развития культурной сферы Могилева». Что важно: подавляющее большинство могилевчан (более 50%) отправляется на культурные мероприятия в учреждения культуры за новыми впечатлениями. При этом, в списке предпочтений лидируют музыкальные мероприятия, замыкают список – литературные. Информацию о предстоящих мероприятиях большая часть жителей города (более 60%) получает в социальной сети ВКонтакте.

Далее эксперты ответили на вопросы о внутренней кухне, проблемах и планах государственных и частных культурных учреждений, об основных проблемах и видении непосредственных участников процесса создания того, что принято называть культурной жизнью города. Получился непростой и довольно откровенный разговор. Чтобы донести максимум информации до тех, кто не смог присутствовать на Городском диалоге, представим основные тезисы выступлений наших экспертов в виде четырёх монологов, которые позволят составить общее представление о том, что происходит в «хозяйстве» каждого из экспертов.

Алексей Батюков: наша основная проблема – постоянная нехватка государственного финансирования. При этом, мы стараемся держать уровень, так, например, после ремонта выставочного зала по ул.Болдина, который теперь один из лучших в Беларуси, было принято решение не использовать его для коммерческих выставок (камни, бабочки и т.п.), чтобы не попадать в ситуацию, как один из районных выставочных залов, где проходит популярное культурное мероприятия (выставка?) «Все товары по 40». Вообще государственное финансирование ставит нас в интересное и противоречивое положение «культура должна зарабатывать, хотя и не должны зарабатывать». Это ножницы, которые постоянно режут наши учреждения культуры. Но ведь не все элементы культуры монетизируются, как может заработать скульптура в парке? Успешными были «Ночь музеев» и выставка исторических фото Олега Лисовского. В основном же, художественные выставки проходят откровенно провально, их посещает по 60-70 человек. Туристы в выставочный зал приходят относительно редко, основная часть посетителей выставочного зала – могилевчане. Гости города предпочитают посещать Ратушу, которая стала почти обязательным для посещения объектом.
Выставочный зал готов принять любые выставки, но, конечно, только имеющие эстетическую, художественную ценность. Площадка возле Ратуши может быть задействована под любые интересные мероприятия, всё зависит от формата.
Нам очень сложно продвигать мероприятия, у нас в штате нет ни рекламщиков, ни маркетологов. Формально, у нас такой же штат как в сельском или районном музее. А ещё есть рекомендация (читай распоряжение) Минфина – на рекламу тратить не более 1% выручки. В итоге, как правило, хватает только «закрыть» окна галереи, чтобы они не пустовали.
И всё же, всё, что может быть организовано в помещении музея: небольшие камерные концерты и прочие мероприятия до 100 человек, мы готовы принять и постоянно над этим работаем.
Цены на билеты сейчас свободные, мы можем сами определять стоимость билетов, не как раньше, когда рост цены за билеты за год был строго регламентирован.

Светлана Ткачева: тайм-клуб «Небо» — это также культурная организация. У нас находят себе занятие и дети и взрослые. Лекции, мастер-классы, концерты, танцы. Спектр очень широкий. Выкладываемся по полной, вкладываем душу в каждое мероприятие. Сейчас самые посещаемые мероприятия – это те, куда можно прийти, расслабиться и получить удовольствие – игровые, танцевальные. Но при этом, неплохо выходят и мероприятия по бизнесу, тренинги. Самые массовые мероприятия собирают до 80 человек. Да, поскольку не все могилевчане идут в «Небо», мы сами «выйдем в город», 26 августа на улице Ленинская возле тайм-клуба мы проведём уличный праздник со всеми доступными активностями, чтобы продемонстрировать возможности все возможности нашей площадки и привлечь людей.
Людям больше не интересно пассивное созерцание. Все хотят интерактива, соучастия, гостей мероприятия нужно вовлекать. На обычную выставку картин или скульптуры в тайм-клубе не придёт никто.

Виталий Кудасов: лига КВН – это не подразделение отдела образования, несмотря на глубокое проникновение игры в школы и ВУЗы. Могилёвская лига старейшая в республике и совсем недавно мы получили грамоту от отдела культуры. За 30 лет нас впервые заметили и отметили! На КВН не идут так целенаправленно, как в театр, а скорее по принципу «пошли гульнём? пошли». Продвигаемся мы в основном в сети ВКонтакте. С фейсбуком работать сложно.
С получением информации о культурных мероприятиях в городе большие проблемы – чтобы собрать всю информацию, нужно провести большую работу, зайти на ресурсы всех учреждений. А еще у нас нет общих праздников, День города и Новый год, этого мало. Улица ленинская – «мёртвая», уличной культуры как таковой у нас практически нет. Много организационных сложностей, просто выйти и начать что-то делать на улице нельзя.
На заре могилёвского КВНа в начале 2000-х мы печатали около 100 афиш, распространяли по ВУЗам СУЗам, а сейчас порядка 15. При этом лучше срабатывает одна афиша, размещенная в «правильном» месте.
Нас пригласили на фестиваль в Александрию, радости не было предела. Но после того, как все тексты прошли цензуру и все согласования, большинство команд, прочитав сценарии, ехать отказались.

Владимир Петрович: Я уверен, что театр вечен. Театр хоронили 100-лет назад, 50-лет назад, в последний раз хоронили в 2000-е, с приходом Интернета. Но люди, как и раньше приходят к нам за впечатлениями. Театр в городе один, и он стоит перед постоянной дилеммой: скатиться в «развлекаловку», запрос на которую высок, или продолжать заниматься серьёзными проектами, которые ставят вопросы. Выдерживать баланс очень сложно. Прекращён показ постановки «Полковник и птицы», цена продления лицензию – 3 500$, однако дирекция на такой шаг не пошла и спектакль списали. Если бы это была развлекательная вещь, стабильно делающая полный зал, проблем бы не возникло. Театр будет изменяться, не подстраиваться под время и предпочтения, а эволюционировать. Театр разный и он может быть разным. Мы стараемся выживать и выживать достойно. (На вопрос к аудитории, кто в этом году посещал театр, зал проголосовал единогласно).
Билеты продают кассы и распространители, это прошлый век, но это работает. Есть сайт и группа в ВК. Вообще театром интересуется 3% населения (2,7% по результатам исследования профессора Бубнова). Основной источник информации – сарафанное, или, с поправкой на время, телефонное радио. Зрители делятся отзывами, впечатлениями, в настоящее время это лучшая рекламой.
Мы могли бы поднять цену на билеты, сейчас самый дорогой билет стоит 3,5$. Вероятно будет некоторый отток зрителей, на пару месяцев, а потом люди бы привыкли. Но нас за эти 2 месяца спада по голове не погладят. Дирекция на такой шаг не пойдёт.

И эксперты, и гости мероприятия акцентировали внимание на нехватке информации о культурных мероприятиях. Культурные (особенно государственные) организации очень сильно отстают от цифрового века. Не только туристы, но и местные жители зачастую не знают куда пойти. На выставках и фестивалях публика преимущественно знает друг-друга. «Серьёзные» мероприятия посещает постоянный состав, порядка 500 человек.
Администрация города с большим трудом уходит от советских стереотипов. Часть мероприятий уже давно нужно отдать на аутсорсинг. Город должен как-то решить эту проблему, это привнесёт разнообразие и позволит заниматься мероприятиями тем, кто действительно мотивирован. Такие эксперименты уже делаются, правда пока город «поручает» отдельным организациям провести какое-то мероприятие на отдельной площадке в рамках большого празднования.
Очень востребована современная музыка, «фирменная», западная – Лещенко для Могилева давно уже не вариант.
Могилевчане готовы посещать мероприятия, готовы платить за билеты больше. Данные опросов показывают, что понимание необходимости культуры зарабатывать у могилевчан есть, но запросы довольно специфичны, «высокая» культура не в тренде. Даже бесплатные мероприятия серьёзного уровня не собирают зал. Возможно, не в последнюю очередь, цена на билеты позволяет зрителям оценить в том числе «художественную ценность» ивента.